Помощь в оформлении страховки

Как долго можно ездить без оформления ОСАГО?

Покупка автомобиля – событие радостное! Ежедневно наши сограждане покупают автомобили новые или подержанные, такие, которые были ввезены из-за границы, или те, что никогда не покидали пределы нашей страны. Любая машина после ее приобретения новым владельцем нуждается в обязательной регистрации и страховании ответственности водителей. По иронии судьбы те ведомства, которые предлагают проекты законов, и те, которые после их утверждения выполняют контроль исполнения, иногда не блещут согласованностью своей работы. Это приводит к тому, что возникают случаи противоположного исполнения законов и свободной их трактовки различными органами.

можно ли ездить без осаго

Теперь попробуем определить, сможем ли ездить 10 дней, не имея страховки ОСАГО?

Обращаемся к Федеральному закону «Об ОСАГО», а именно, к п.2 ст.4:

При возникновении права владения транспортным средством (приобретении его в собственность, получении в хозяйственное ведение или оперативное управление и тому подобном) владелец транспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через десять дней после возникновения права владения им.

Касательно сроков регистрации автомобиля, для ее оформления также отводится 10 дней от момента покупки. Эта самая дата покупки прописана в договоре купли-продажи (сократим как ДКП), который заключается между прежним и новым владельцами автомобиля. Видим, что «продлить» период, во время которого езда на новой машине без оформления страхования и регистрации является законной, можно путем переписывания ДКП и проставления в нем новой даты покупки каждые 10 дней. Эта хитрость будет работать до того, пока соответствующий закон не изменится.

По поводу административной части 10-дневного периода нас предостерегает ст. 12.37 КоАП:

Неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует, — влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей.

Это же предусматривают и Правила дорожного движения. Обязанности водителя транспортного средства, исходя из п. 2.1.1 ПДД, таковы:

Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:

  • водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории;
  • регистрационные документы на данное транспортное средство, а при наличии прицепа — и на прицеп;
  • в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;
  • страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.
  • В случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством, иметь и передавать для проверки работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта лицензионную карточку, путевой лист и товарно-транспортные документы.

Не спешите думать, что все просто! Проблема вот в чем. Сотрудники ГИБДД и работающие в этой сфере юристы при обращении к законам, регулирующим дорожное движение, условились разделять 2 сферы их действия: когда автомобиль движется и когда он находится в «статичном» состоянии. По вопросам страховки ОСАГО ими закон трактуется так: возникновение обязанности страхования своей гражданской ответственности происходит в первый же день владения автомобилем, а для ее реализации отводится 10 дней. Истечение этого срока приводит к наступлению ответственности. Но относительно управления ФЗ «Об ОСАГО» ничего не говорит, из чего делается вывод о запрете на управление автомобилем без оформленного полиса ОСАГО с момента получения его во владение. И так бы это и работало, если бы разъяснение этого момента не было сделано Верховным судом РФ, вынесшим такое решение:

Ссылка заявителя на противоречие пункта 2.1.1 Правил Федеральному закону от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» несостоятельна. Пункт 2 статьи 4 данного Федерального закона обязывает владельца транспортного средства застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через десять дней после возникновения права владения им. Следовательно, до истечения десятидневного срока, отведенного владельцу транспортного средства для заключения договора страхования гражданской ответственности, водитель такого транспортного средства имеет право управлять им без соответствующего страхового полиса, что непосредственно вытекает из оспариваемой нормы Правил, предусматривающей обязанность водителя иметь при себе данный страховой полис лишь в случаях, установленных федеральным законом.

Теперь кажется, что, исходя из данного Решения, управление автомобилем, на который не оформлен полис ОСАГО, разрешено на все 10 дней от приобретения транспортного средства. Здесь опять сталкиваемся с удивительной нестыковкой: в Российской Федерации право не прецедентное. Это означает, что наступление конкретного случая не ведет к установлению законов и норм. Следовательно, наличие соответствующего решения Верховного суда РФ, не является причиной для неукоснительного принятия аналогичных решений по таким же делам нижестоящими судами.

Подведем итог. В основном, езда на автомобиле без оформленной страховки ОСАГО правомочна 10 дней после покупки машины и не грозит водителю наказанием. Если инспектор ДПС, которому не будет предъявлен страховой полис, все же что-то предпримет в отношении водителя, то это «что-то» можно будет обжаловать, причем большая доля вероятности (но не на все 100%!) вынесения решения в пользу водителя. Здравый смысл подскажет верное решение и убедит в необходимости оформления полиса ОСАГО (не смотря на повышение тарифов ОСАГО в 2014 году) до совершения первой поездки, ведь кроме законов водителя наказывают и ДТП, в которые так не хочется попадать на недавно купленной машине, особенно с отсутствием страховки!


Некоторые инспекторы не знают про первые 10 дней владения автомобилем

Состраховкой.ру - это портал, который создан, чтобы помочь Вам разобраться во всех тонкостях страхования. На всех этапах - начиная от оформления страхового полиса до получения возмещения. Обзоры надежных страховщиков, подбор наилучшего страхового продукта - всё это можно найти здесь.